Макроэкономические проблемы рынка

4.2.1. Рынки – наиболее эффективная система организации взаимосвязей между субъектами хозяйственной деятельности, способная функционировать при наличии следующих определенных условий, формируемых государством:

· законодательное определение прав собственности;

· защита свободы индивидуального выбора формы предпринимательской деятельности, разрешенной законом;

· гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации;

· использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков;

· ограничение монопольных тенденций в экономике.

4.2.2. Вмешательство государствав рыночную экономику происходит в случаях, когда имеют место так называемые провалы рынка; когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем.

4.2.3Социальные программы государства призваны: обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание.

4. 2 .4Макроэкономические проблемы рынка: общее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенность рыночной организации экономики в том, что в определенных ситуациях она не способна: обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него; обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы не устраняют, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике.

Несовершенства рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.

Товар. Товарообмен

Понятие товара

Виды товаров как объектов прав

Товарообмен

Товарное производство

4.3.1 Понятие товара – материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования или потребления. Товар– продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена (ст. 4 Закона РСФСР № 948–1). Деньги служат мерой ценности товара и сами в процессе обмена становятся товаром. Деньги – обычный товар, ценность которого относительно материальных благ определяется обычным способом – на основе спроса и предложения.



Продукты труда и природы, предназначенные для обмена путем купли–продажи, составляют основу товарной массы. В процессе купли–продажи изменяется не содержание товара, а лишь право собственности.

4.3.2 Различают следующие группы товаров как объектов гражданских прав:

вещи, включая деньги и ценные бумаги;

иное имущество, в том числе имущественные права;

работы и услуги;

информация;

результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

нематериальные блага (ст. 128 ГК);

В зависимости от оборотоспособности товар делится на:

· объекты, изъятые из оборота, отчуждение которых не допускается. Такие объекты должны быть прямо указаны в законе (например, ядерное оружие);

· объекты, ограниченные в обороте,которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (например, огнестрельное оружие). Такие объекты определяются в порядке, установленном законом;

· свободно обращаемые объекты, которые могут свободно отчуждаться в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом.

Материально–вещественные блага – пища, одежда, жилища, машины, материалы; услуги – транспорт, связь, здравоохранение, наука, образование, культура, коммунально–бытовое обслуживание, реклама, торговля. Товарноепроизводство– изготовление товаров и услуг не для собственного потребления, а для обмена и продажи за деньги с целью одновременного приобретения нужных для себя товаров у другого лица (предприятия). Продукция, изготовленная на предприятии и предназначенная для продажи, называется товарной продукцией.



4.3.3 Товарообменмежду отдельными производителями товаров – основной метод развития современной экономики – строится на принципах общественного разделения труда, специализации и кооперирования производства.

4.3.4 Товарное производство включает:

• производство товара;

• специализацию товаропроизводителей;

• кооперирование производства;

• обмен (купля–продажа) товарами между товаропроизводителями;

• конечное потребление.

Последние две категории образуют рынок товаров.

4.4 Рынок

4.4.1. Понятие рынка и его элементы

Виды рынков

Характеристика рынка

4.4.1. Понятие рынка: 1) Система социально–экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления; 2) всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара и услуг; способ, местои средства товарообменаотносятся к понятию "рынок".

Важнейшими элементами рынка являются:

· производители и потребители;

· экономическая обособленность;

· цены;

· спрос и предложение;

· конкуренция;

· рыночная инфраструктура;

Товарный рынок – сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

4.4.2.Виды рынков:

· рынок продаж;

· рынок закупок;

· финансовые рынки;

· товарные рынки;

· посредники рыночных сделок

Рынки разделяются на оптовые и розничные, внутренние и внешние.

4.4.3 Характеристика рынка– его стабильность, достигаемая при соответствии между спросом и предложением. Основное правило, регулирующее рыночные отношения: непрерывное стремление к равновесию посредством преодоления периодов перепроизводства и периодов дефицита товарной массы.

Следующая характеристика рынка – динамика – проявляется в виде роста, стагнации, сокращения.

Рынки, на которых доминирует рост, создают для предприятия условия роста объемов производства и продаж. Это приводит к снижению удельных расходов на единицу продукции, способствует улучшению показателей работы предприятий. При сокращении рыночного оборота экономическое положение предприятия ухудшается: снижаются объемы производства, повышается стоимость продукции, уменьшается доход.

Нормальное состояние рынка – рост объема оборотов. Путем диверсификации и перестройки производства некоторые поставщики переводят капитал в другие отрасли производства; другие, не выдержав конкуренции, разоряются.

Капитал переводится в те отрасли и для организации производства такой продукции, на которую имеется повышенный спрос. В результате такого нескончаемого колебания рынка достигается условная сбалансированность спроса и предложения. Условной она называется потому, что полной сбалансированности по всему спектру движения товарной массы достигнуть невозможно.

Доход предприятия. Прибыль

4.5.1. Прибыль, ее определение

Доходы и расходы

Финансовый результат

Показатели прибыли

4.5.1.Прибыль (убыток)представляет собой финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и в общем виде равна разности между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию – разнице между выручкойот реализации продукции (услуг) и себестоимостью реализованной продукции. Балансовая прибыль (убыток) формируется сопоставлением доходов и расходов. При этом доходы и расходы в зависимости от характера, условий и направления деятельности подразделяются на:

· от обычных видов деятельности;

· операционные;

· внереализационные.

При этом операционные и внереализационные доходы относятся к группе прочих доходов и расходов (по отдельности), куда также относятся и чрезвычайные (последствия стихийных бедствий, пожаров, аварий, для доходов – также страховые возмещения).

4.5.2Доходами от обычных видов деятельности является выручка от реализации продукции (товаров), поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг

Выручка принимается к учету в сумме поступления денежных средств и иного имущества и (или) величины дебиторской задолженности.

При этом не признаются доходамиорганизации следующие поступления: суммы НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей; по договорам комиссии, и др. в пользу комитента, принципала и т. п.; суммы в порядке предварительной оплаты, авансов в счет оплаты; суммы задатка, залога; суммы в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает доходы доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения (так, если предметом деятельности является арендная деятельность, то сюда включаются арендные платежи и т. д.).

Состав доходов предприятия в общем виде представлен на рис.4.1

Расходами по обычным видам деятельностиявляются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции (приобретением и продажей товаров), а также с выполнением работ, оказанием услуг. Вместе с тем такими расходами считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме оплаты в денежной и иной форме или величины кредиторской задолженности.

При этом не признаются расходамиорганизации выбытие активов: в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов; вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций и иных ценных; бумаг не с целью их продажи; перечисления на благотворительную деятельность, на спортивные и иные аналогичные мероприятия; по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам; в порядке предоплаты, задатка; в погашение кредита, займа.

Состав расходов предприятия в общем виде представлен на рис.4.2

4.5.3 Финансовый результат – конечный итог хозяйственной деятельности, который выражается в виде валовой прибыли или убытка от различных хозяйственных операций.

Схема формирования финансовых результатов представлена на рис. 4.3

Плательщиками налога на прибыль являются самостоятельные юридические лица, их филиалы и иные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. В частности, налог на прибыль обязаны уплачивать организации предприятий, в том числе бюджетные, являющиеся по российскому законодательству юридическими лицами, а также иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РФ – через свои постоянные представительства.

Объектом налогообложения согласно статьи 2 «Закона о налоге на прибыль» является валовая (балансовая)прибыль предприятия, состоящая из прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг); результатов от реализации основных фондов, иного имущества предприятий; результатов от внереализационных операций.

Валовая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученная от различных форм хозяйственной деятельности называется чистой прибылью которая остается в распоряжении предприятия.

4.5.4 Показатели прибыли. Прибыль предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке – следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически.

Затраты на производство продукции – издержки производства – могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов.

4.6 Функции и источники получения прибыли

Функции прибыли

Источники получения прибыли

4.6.1 Функции прибыли:

характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью;

обладает стимулирующей функцией; прибыль одновременно не только финансовый результат, но и основной элемент финансовых ресурсов предприятия;

один из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.


8679422756377142.html
8679494614113560.html
    PR.RU™