Объекты собственности муниципального образования

Объект собственности выступает в виде предметов, вещей, материалов, энергии, информации, духовных и интеллектуальных ценностей, денежных средств. Поэтому объекты собственности часто называют просто собственностью, вкладывая в это понятие как сам объект, так и связанные с ним отношения между субъектами.

Любой объект собственности имеет своего хозяина. Принадлежность собственности тому или иному субъекту определяет форму собственности. В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ в России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Федеральное законодательство выделяет муниципальную собственность в самостоятельную форму собственности, которая составляет экономическую основу местного самоуправления.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Муниципальная собственность носит двойственный характер и сочетает в себе принципы доходности и социальной пользы. С одной стороны, муниципалитет использует собственность для того, чтобы воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов в интересах населения и извлекать доход от ее использования. С другой стороны, муниципальная собственность должна служить для удовлетворения коллективных потребностей населения муниципального образования (уборка улиц, противопожарная служба, общественный транспорт, оказание ритуальных услуг и др.), то есть имеет социальное значение. Не всякая муниципальная собственность может приносить доход, а поэтому доходную муниципальную собственность необходимо использовать так, чтобы была возможность получения средств на содержание бездоходной (а иногда убыточной) муниципальной собственности.

Специфика муниципальной собственности состоит в сложном характере ее объектов, которые имеют целевое назначение, так как предназначены для решения вопросов сугубо местного значения (удовлетворение жилищно-коммунальных, социально-культурных и бытовых потребностей населения), и исключительно многофункциональны, поскольку оказываются задействованы в решении широкого круга других вопросов, в частности используются для обеспечения доходов местного бюджета (за счет реализации имущества, его арендного использования), для укрепления социальной инфраструктуры территории (через развитие институтов социальной защиты и обеспечения занятости населения), для развития инженерной инфраструктуры муниципального образования (транспортной, информационной, бытовых и инженерных коммуникаций), для стимулирования развития малого и среднего бизнеса, создания и укрепления рыночной инфраструктуры.



Состав имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, определяется компетенцией муниципального образования и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления. Компетенция муниципального образования складывается из вопросов местного значения (ФЗ №131) и отдельных государственных полномочий, осуществление которых возложено на органы местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с ФЗ № 131 в муниципальной собственности может находиться:

1. Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

2. Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях установленных федеральными и региональными законами.

3. Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В состав муниципального имущества входит:

· имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов;

· автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

· жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

· пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения;

· имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

· имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

· имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка

· объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

· имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

· имущество, предназначенное для оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

· имущество библиотек;

· имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

· архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

· имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания мест захоронения и организации ритуальных услуг;

· имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

· земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности;

· имущество, предназначенное для обеспечения услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

· имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

· объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

· имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

· пруды, обводненные карьеры, леса;

· имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения.

Таким образом, в состав муниципального имущества включено только то имущество, которое необходимо для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти. Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), должно быть перепрофилировано или передано другим собственникам.

Муниципальную собственность можно классифицировать по следующим критериям (табл. 3.10.1).

Таблица 3.10.1. Классификация объектов муниципальной собственности

Критерии классификации Виды объектов муниципальной собственности
Видовой состав · материальные (движимые и недвижимые, в том числе права на недвижимые объекты); · нематериальные
Режим функционирования · находящиеся в муниципальной казне; · переданные на праве хозяйственного ведения унитарным муниципальным предприятиям; · переданные на праве оперативного управления муниципальным учреждениям; · находящиеся в безвозмездном пользовании
Функциональное назначение, то есть сферы удовлетворения общественных потребностей · объекты социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; · транспорт и связь; · торговля, бытовое обслуживание, строительство; · недвижимость, прежде всего земельные ресурсы
Характер выражения объектов · стоимостной; · вещественный
Степень доходности · доходообразующие; · самофинансируемые; · бюджетообременительные
Происхождение · естественные и природные; · искусственные, созданные человеком
Степень готовности к эксплуатации · готовые к использованию; · предназначенные для реконструкции и капитального ремонта; · незавершенные строительством

Классификация объектов муниципальной собственности в зависимости от режима функционирования представлена на рис. 3.10.1.

Рисунок 3.10.1. Классификация объектов муниципальной собственности в зависимости от режима функционирования

Муниципальное имущество в зависимости от его назначения можно разделить на две группы: имущество, при помощи которого осуществляется хозяйственная деятельность, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных хозяйственных функций местного самоуправления.

Материальные объекты муниципального имущества делятся на движимое и недвижимое. На рис. 3.10.2 представлена классификация объектов недвижимого имущества.

Рисунок 3.10.2. Классификация объектов недвижимости муниципального имущества

Можно выделить следующие специфические характеристики муниципальной собственности:

1. Она обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности населения муниципального образования, формирует и поддерживает систему социальных гарантий, служит целям благоустройства.

2. Часть объектов производственной и социальной инфраструктуры работает на принципах коммерческого расчета и укрепляет доходную базу местного бюджета.

3. Выступает в двух взаимосвязанных проявлениях: как имущественно-хозяйственный (вещественный) и экономический (стоимостной) комплекс.

4. Создает механизм, позволяющий населению муниципального образования реально участвовать в процессе распоряжения, владения и пользования муниципальной собственностью.

5. Наличие в достаточном размере муниципальной собственности призвано обеспечить стабильность местной власти и ее относительную независимость от вышестоящих структур властной иерархии.

6. Используется для реализации финансовых интересов муниципалитета как собственника.

Муниципальная собственность не просто характеризует принадлежность объекта определенному субъекту, а должна удовлетворять разнообразные потребности населения муниципального образования, приносить реальную пользу населению. А это возможно только в том случае, если муниципальная собственность эффективно реализуется, или непрерывно создает соответствующий ее профилю продукт, воспроизводя все условия существования муниципальной социально-экономической системы. Поэтому муниципальная собственность – система отношений по присвоению населением муниципального образования средств производства и предметов потребления, совместному владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, производственной и социальной инфраструктурой в целях обеспечения, экономического роста и воспроизводства социально-экономической территориальной системы. В этой связи необходимо включение в стратегическое планирование муниципальным образованием вопросов управления собственностью.

В качестве экономического комплекса муниципальная собственность представляет собой чисто рыночную, капитализированную ценность. Она определяется способностью данной собственности приносить населению муниципального образования финансовые средства или же экономить их. Ценность собственности в этом отношении определяется объемом тех денежных средств, которые могут появиться у муниципального образования в процессе ее активного использования.




8264450948545785.html
8264493183891827.html
    PR.RU™