ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ПО КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОБЛЕМАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 13 января 1997 г. № 40

В целях совершенствования коррекционной педагогической и психологической помощи детям с проблемами в психофизическом развитии приказываю:

1. Создать при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации Научно-методический совет по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования.

2. Утвердить Положение о Научно-методическом совете по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования.

3. Утвердить персональный состав Научно-методического совета по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Отдел дошкольного образования.

1. Научно-методический совет по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования (далее — Совет) функционирует на общественных началах при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.

В своей работе Совет руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, Концепцией дошкольного воспитания, Концепцией коррекционно-развивающего обучения, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, другими нормативными документами Минобразования России и настоящим Положением.

2. Цель деятельности Совета — способствовать совершенствованию коррекционной педагогической и психологической помощи нуждающимся детям путем привлечения в систему дошкольного образования России эффективных форм организации и педагогических технологий нового поколения в соответствии с требованиями науки, практики и запросами общества на современном этапе.

3. Основными задачами Совета являются:

· разработка совместно с Отделом дошкольного образования Минобразования России программы развития коррекционной педагогики в области дошкольного образования, участие в ее реализации;

· разработка общих подходов к построению государственных образовательных стандартов по коррекционно-педагогическому направлению дошкольного образования;

· анализ научного и программно-методического обеспечения дошкольной коррекционной педагогики в целях формирования соответствующего банка данных и выявления недостаточно разработанных аспектов в этой области;



· планирование и координация разработки научного и программно-методического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности в области дошкольного образования;

· экспертиза проектов нормативно-правовых, научно-методических и организационно-методических разработок в области дошкольной коррекционной педагогики;

· научно-методическое консультирование по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии;

· поддержка научных школ и направлений, авторских коллективов, авторов инновационных технологий в области дошкольной коррекционной педагогики;

· содействие обеспечению преемственности содержания дошкольного и начального общего образования детей с отклонениями в развитии;

· координация государственных стандартов дошкольного образования по коррекционно-педагогическому направлению с государственными стандартами подготовки соответствующих специалистов.

В состав Совета входят специалисты по всем основным направлениям коррекционной педагогики и специальной психологии — ведущие ученые Российской академии образования и высших учебных заведений разных регионов России, практические работники системы образования, а также специалисты Отдела дошкольного образования Министерства образования России.

Председатель Совета и персональный состав Совета утверждаются приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Совет работает в координации с Отделом дошкольного образования Министерства образования России.

Совет функционирует на основе утверждаемых в установленном порядке планов работ. Заседания Совета проводятся председателем или его заместителем не реже одного раза в квартал и считаются правомочными, если на них присутствует более половины членов Совета. Решения Совета принимаются открытым голосованием простым большинством участвующих в голосовании членов Совета. Для оперативной организации текущей работы создается бюро Совета, состоящее из председателя Совета, его заместителей, секретаря и пяти членов Совета, избранных из его состава. Бюро осуществляет работу в период между заседаниями Совета, организует подготовку заседаний и документов Совета. Решения бюро докладываются на заседании Совета, которое вправе отменить или изменить эти решения.



Заседания Совета, бюро Совета оформляются протоколами, которые подписываются лицом, председательствующим на заседании.

Совет прекращает свою деятельность по решению Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.


Раздел 10. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Какова продолжительность рабочего времени воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, работающих в образовательных учреждениях для детей, имеющих речевые нарушения?

Ставка заработной платы воспитателей специальных коррекционно-образовательных учреждений выплачивается за 25 часов педагогической работы в неделю, а учителей-логопедов и учителей-дефектологов — за 20 часов.

Какие категории работников имеют право на повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 15—20% за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях?

Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях в пределах от 15 до 20% определяются, в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися. Для руководителя учреждения размер повышения определяется вышестоящим органом управления.

В учреждениях общего типа, имеющих специальные группы (классы), но не менее двух классов или групп, повышение должностного оклада руководителя следует производить на 15%, а если специальные классы созданы в школах-интернатах общего типа, то повышение должностного оклада директора и других работников, занятых в таких группах (классах), производится на 20%.

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах?

Ставки заработной платы, установленные в соответствии с разрядами оплаты труда по ETC, указанным работникам выплачиваются за работу с группами, в которых количество детей не превышает предельную наполняемость, установленную Типовым положением (см. Нормативы наполняемости групп, классов).

За превышение установленной наполняемости групп производится дополнительная оплата.

Как оплачивается труд музыкального руководителя в логопедической группе?

Музыкальный руководитель получает дополнительную оплату за часы, проработанные в данной группе. Например, если в детском саду 4 группы, из них одна — логопедическая, музыкальный работник получает надбавку к зарплате из расчета одной группы.

Является ли совместительством работа на двух педагогических должностях в одном дошкольном образовательном учреждении?

Согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. № 81/604-К-3/6-84 «Об утверждении Положения об условиях работы по совместительству» работа на двух педагогических должностях в одном образовательном учреждении не считается совместительством.

Предоставляется ли оплачиваемый отпуск совместителям?

Лицам, работающим по совместительству, предоставляются выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении. Основание: разъяснение Минтруда России от 25 ноября 1993 г. № 14 «Об отпусках работающих по совместительству», утвержденное Постановлением Минтруда России от 25 ноября 1983г. № 173.

Какова продолжительность очередного отпуска у педагогических работников специальных дошкольных образовательных учреждений для воспитанников с речевыми нарушениями?

Продолжительность отпуска заведующих, их заместителей, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов составляет 56 календарных дней. Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052 (см. приказ Минобразования РФ от 20 сентября 1994 г. № 360).

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, находясь в очередном отпуске, заболел. Продлевается ли в этом случае его очередной отпуск и выплачивается ли пособие по временной нетрудоспособности?

В соответствии со ст. 70 КЗоТ Российской Федерации предусмотрено невключение отпусков по временной нетрудоспособности в счет ежегодных отпусков. В случае заболевания (подтвержденного соответствующим документом лечебно-профилактического учреждения) в период нахождения работника в очередном отпуске последний продлевается или переносится на другой срок. Основание: ст. 74 КЗоТ РФ.

В указанном случае пособие по временной нетрудоспособности должно быть выплачено при предъявлении больничного листа.

Разрешается ли делить очередной отпуск на части?

Разделение отпуска на части допускается только при обязательном соглашении работника с администрацией.

Допустимо ли менять воспитателей в группах для детей с нарушениями речи?

В обычном детском саду рекомендуется одному воспитателю вести детей с младшей группы до школы. Эти рекомендации следует отнести и к воспитателям в группах для детей с общим недоразвитием речи и в группах для заикающихся, т. е. воспитателю и логопеду рекомендуется вести свою группу в течение всего пребывания детей в детском саду, например с четырех лет и до школы. Не рекомендуется менять воспитателя и в группах с недоразвитием фонетической стороны речи. Это особенно важно в тех случаях, когда воспитатели уже подготовлены логопедом, освоили специфику работы в данной группе и знают особенности подготовки детей с речевыми аномалиями к обучению в школе.

Необоснованная смена воспитателей в группах с нарушениями речи приводит к снижению качества коррекционной работы, создает дополнительные трудности в работе логопеда.

Должны ли педагогические работники предупреждаться руководителем образовательного учреждения об изменении в оплате их труда за два месяца до истечения срока действия квалификационной категории?

Нет, не должны. В данном случае изменение оплаты труда происходит в связи с окончанием срока, на который была присвоена квалификационная категория, а не в связи с изменениями в организации производства и труда, о которых согласно ст. 25 КЗоТ Российской Федерации работник должен быть предупрежден за два месяца.

Из каких дошкольных учреждений педагогические работники могут выйти на пенсию за выслугу лет?

На пенсию за выслугу лет при наличии 2 5-летнего педстажа можно выйти из следующих учреждений: детский сад, ясли-сад, ясли, школа-детский сад.

С 1 ноября 1999 года вступил в силу новый Список должностей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067).

В числе учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, следующие виды дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка — детский сад.

Работа в каких дошкольных учреждениях не засчитывается в педстаж при назначении пенсии за выслугу лет?

В настоящее время Министерство труда и социального развития Российской Федерации не засчитывает в педстаж время работы на педагогических должностях в следующих учреждениях: центр, школа-комплекс, детский оздоровительный комплекс, детский комбинат, дошкольное образовательное учреждение.

Заведующие зачастую вносят в трудовые книжки неправильные названия должностей, из-за чего возникают конфликтные ситуации в коллективах при установлении продолжительности отпуска, оплате труда по Единой тарифной сетке и оформлении пенсии за выслугу лет.

Неправильные названия должностей: сестра-воспитатель, медсестра-воспитатель, медсестра-педагог, физрук, педагог-физрук, музыкальный работник, психолог, практический психолог, методист, логопед, педагог.

Правильные названия должностей: медицинская сестра ясельной группы (существовала до 1977 г.), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, старший воспитатель (воспитатель-методист, существовала до 1984 г.), учитель-логопед, воспитатель.

При выявлении неправильных записей рекомендуется внести исправления в трудовую книжку в соответствии с действующим законодательством.

Нужно ли проходить аттестацию для подтверждения квалификационной категории работнику, которому осталось работать до пенсии менее трех лет?

Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденным Приказом Минобразования России от П тоня 1993 г. № 256, предусмотрено, что в случае истечения срока действия квалификационной категории у педагогических и руководящих работников, которым до пенсии по старости (по возрасту) осталось менее трех лет, имеющаяся у них квалификационная категория сохраняется до наступления пенсионного возраста.

Я работаю воспитателем в детском саду более 10 лет. В свое время закончила три полных курса педагогического института. Так как муж военный, приходилось много переезжать с места на место, менять работу. Институт закончить не удалось. В настоящее время я поступаю на работу, а заведующая детским садом отказывается мне ставить 10-й разряд оплаты труда, так как у меня нет среднего профессионального образования. Какой разряд оплаты труда должен быть установлен в моем случае?

В данном случае заведующая не права. В соответствии с приложением 4 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения лица, окончившие три полных курса высшего учебного заведения, имеют право на установление разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке (ETC), как имеющие среднее профессиональное образование. Следовательно, Вам должен быть установлен 10-й разряд оплаты труда.

Сообщите, какие существуют виды поощрения за успехи в работе?

В соответствии со ст. 131 КЗоТ Российской Федерации «Поощрения за успехи в работе» за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие поощрения:

— объявление благодарности;

— выдача премии;

— награждение ценным подарком;

— награждение Почетной грамотой;

— занесение в Книгу почета, на Доску почета.

Правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены также и другие поощрения, которые применяются при проявлении работником активности с положительным результатом (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. — Ведомости РФ. 1992. №41. Ст. 2254).

Применение мер поощрения, указанных в статье, — право, но не обязанность администрации. У работника права на эти виды поощрения нет. Такое право может появиться при условии, если в организации принято положение о премировании, в котором установлены показатели, по достижении которых у работника возникает право на определенного вида поощрение. В этом случае администрация обязана применить меры поощрения, указанные в положении о премировании.

Показатели активной работы могут быть установлены и в трудовом договоре (контракте). Кроме того, в нем может быть установлен и размер премии, которую работник получит, достигнув этих показателей.

В социологии труда обосновывается закономерность, что если администрация замечает каждое проявление работником активности и его поощряет, то активность возрастает.

Администрации целесообразно учитывать все случаи проявления работником активности и каждый раз поощрять его.

В правилах внутреннего трудового распорядка организаций нередко насчитывается до 30 дополнительных мер поощрения. Например, такие как объявление лучшим по профессии, почетным работником, ветераном труда и т. д. Поощрениями могут выступать дополнительная оплата, необычные звания, повышение по службе, придание особого статуса, предоставление более престижного помещения для работы. Все перечисленные виды поощрения доказали свою эффективность на практике.

Поощрения нельзя применять к работнику в течение срока действия дисциплинарного взыскания, если он таковому подвергся.

Прошу рассказать как можно более подробно о том, какие меры дисциплинарного взыскания применяются к работникам дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 135 КЗоТ РФ «Взыскания за нарушение трудовой дисциплины» администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Основание: ст. 135 КЗоТ Российской Федерации.

Являются ли обязательными тарифно-квалификационные характеристики (требования) в ведомственном детском саду — ТКХ, которые утверждены в 1995 г.?

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) — ТКХ — являются основным документом, который регулирует уровни оплаты труда работников образовательных учреждений. ТКХ применяются во всех образовательных учреждениях независимо от ведомственной принадлежности.

Могут ли получить квалификационную категорию логопеды, работающие в учреждениях здравоохранения или социальной защиты?

Тарифно-квалификационные характеристики на указанных специалистов применяются независимо от ведомственной подчиненности учреждений. Аттестация указанных специалистов проводится в соответствии с ведомственными положениями об аттестации, разработанными на основе Типового положения.

Как следует проводить оплату труда воспитателя, если квалификационная категория получена по должности учителя (учителя-дефектолога, учителя-логопеда)?

Оплату труда воспитателя, имеющего квалификационную категорию учителя (учителя-дефектолога, учителя-логопеда), следует производить по разряду ETC с учетом квалификационной категории учителя.

В то же время, если воспитатель, имеющий квалификационную категорию, ведет преподавательскую работу, оплата труда за эту работу производится без учета квалификационной категории воспитателя.

Какой нормативный акт регулирует деятельность учреждений повышения квалификации?

Правительство Российской Федерации Постановлением от 26 июня 1995 г. № 610 утвердило Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировки, консультации, курсовые, аттестационные, дипломные и другие учебные работы.

Право участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения предоставляется в том числе и слушателям.

Учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

— удостоверение о повышении квалификации — для лиц, имеющих высшее педагогическое образование и прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;

— свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;

— диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, имеющих высшее педагогическое образование и прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов.

Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовке специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.

С полным текстом типового Положения можно познакомиться в: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 27. Вестник образования. 1995. № 10.

Как часто проводятся заседания медико-психолого-педагогической комиссии по отбору детей в дошкольные учреждения с нарушениями речи?

Заседания медико-педагогической комиссии проводятся в течение года по мере необходимости и заканчиваются к 25 мая. К этому времени должен быть определен списочный состав групп, которые будут функционировать с 1 сентября текущего года. Количество групп определяется исходя из выявленных потребностей образовательного учреждения.

Где должна проводиться медико-психолого-педагогическая комиссия (в диспансере, поликлинике, детском саду)?

Заседание медико-психолого-педагогической комиссии по отбору детей в детские сады для детей с нарушением речи проводится при облоно (гороно, районо) или в помещении специального детского сада.

Кто может быть зачислен на должность заведующей детским садом для детей с нарушениями речи, логопеда и воспитателя?

На должность заведующей детским садом для детей с нарушениями речи назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы в дошкольных учреждениях не менее 3 лет (окончившие факультет дошкольной педагогики и психологии или дефектологический).

На должность воспитателя назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование (окончившие факультет дошкольной педагогики), прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

На должность логопеда назначаются лица, имеющие высшее педагогическое образование (окончившие дефектологический факультет — отделение логопедии или факультет дошкольной педагогики и годичные курсы дефектологов-логопедов при институте повышения квалификации и переподготовки работников образования или при пединституте, имеющем дефектологический факультет).

Кто осуществляет контроль, руководство и методическую помощь логопедам и воспитателям детского сада для детей с нарушениями речи?

Контроль и руководство в дошкольных учреждениях и в группах для детей с нарушениями речи осуществляется инспектором, методистом отдела образования, заведующей детским садом совместно со старшим логопедом города (района).

Старший логопед назначается отделом образования из числа наиболее опытных дошкольных логопедов, имеющих специальное дефектологическое образование и стаж работы не менее 5 лет.

Старший логопед организует методические объединения дошкольных логопедов, помогает в подготовке, проведении и анализе открытых логопедических занятий, участвует в проведении семинаров, конференций.

Можно ли включать в медико-психолого-педагогическую комиссию школьного логопеда?

Школьный логопед не является членом медико-психолого-педагогической комиссии по отбору детей в дошкольные учреждения, но он может присутствовать на ней по договоренности с председателем комиссии.

Могут ли аттестационные комиссии каждого уровня (образовательного учреждения, районной, городской, главной аттестационной комиссии) или соответствующие органы управления образованием принимать свои положения об аттестации педагогических и руководящих работников?

Нет, не могут. На основе Типового положения об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 17 июня 1993 г. № 256 (далее — Типовое положение) (п. 1.1) субъекты Российской Федерации разрабатывают положения об аттестации (территориальные положения), которые наряду с Типовым положением являются нормативной основой для проведения аттестации педагогических и руководящих работников в районе, городе, образовательном учреждении.

Территориальными положениями определяются формы и процедуры проведения аттестации и деятельности аттестационных комиссий, сроки действия квалификационных категорий, порядок и условия, дополняющие и конкретизирующие Типовое положение.

Просьба сообщить правильные названия должностей педагогических работников дошкольных образовательных учреждений.

Предлагаем правильные названия должностей: медицинская сестра ясельной группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, старший воспитатель (воспитатель-методист), учитель-логопед, воспитатель.

Какие записи делаются в трудовой книжке работника, которому по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в т. ч. руководителя образовательного учреждения, ведущего одновременно преподавательскую работу?

В трудовой книжке делаются следующие записи: в разделе «Сведения о работе» в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи; в графе 3 пишется: «Присвоена высшая (вторая, первая) квалификационная категория по должности «учитель» (без указания преподаваемого предмета), «преподаватель», «воспитатель», «методист», «директор» (заведующий, начальник и т. д.); в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись: приказ, его дата и номер.

По желанию руководителя учреждения, выполняющего одновременно работу учителя и прошедшего аттестацию на присвоение квалификационной категории по той и другой должности, в трудовую книжку вносятся две записи.

По семейным обстоятельствам я вынуждена отдать ребенка в детский сад в возрасте полутора лет. Сообщите, пожалуйста, с какого возраста ребенок может посещать детское образовательное учреждение и какова наполняемость групп.

Детское образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Количество групп в учреждении определяется исходя из предельной наполняемости, принятой при расчете Норматива бюджетного финансирования.

В группах:

— от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;

— от 1 года до 3 лет — 15 детей;

— от 3 лет до 7 лет — 20 детей. В разновозрастных группах:

— при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;

— при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) —10 детей;

— при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) —20 детей.

Основание: Типовое положение о ДОУ.

Ответьте, пожалуйста, кому дано право решать, по каким программам должно работать дошкольное образовательное учреждение?

Поскольку данный вопрос очень актуален в настоящее время, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации разработало и довело до органов управления образованием Инструктивное письмо от 2 июня 1998 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий». {Приложение к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 22 августа 1996 г. № 448). Государственные органы управления образованием, в том числе Минобразование России, обеспечивают разработку примерных образовательных программ. Перечень программ, прошедших экспертизу федерального уровня, содержится в информационных письмах Минобразования России от 24 марта 1995 г. № 42/19-15, от 29 января 1996 г. № 90/ 19-15, от 18 июля 1997 г. № 112/36-14.

В соответствии с п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», а также с п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677) дошкольное образовательное учреждение самостоятельно как в выборе образовательной программы из комплекса вариативных программ, так и во внесении изменений и разработке собственных программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Минобразование России обращает особое внимание руководителей органов управления образованием на необходимость всемерной поддержки дошкольных образовательных учреждений в их праве самостоятельно выбирать образовательные программы и технологии для использования в практической деятельности.

Какие издания нужно приобретать или выписывать, чтобы быть в курсе новых направлений содержания дошкольного образования?

В ближайшее время главным ориентиром в выборе программ и педагогических технологий будет Справочник-каталог «Дошкольное образование в России», который подготовлен к печати и выпускается издательством «Гном-Пресс».

Где можно узнать о нормах расхода спирта для работы с детьми, имеющими речевые нарушения?

О нормах расхода этилового спирта в поликлиниках, дошкольных учреждениях и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах см.: Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 5 января 1977г. № 8-12/25; В помощь директору специальной школы. М: Просвещение, 1982.

Согласно Инструктивному письму для санитарно-гигиенической обработки логопедического оборудования (зонды, шпатели, руки) на одного ребенка в месяц положено 10 г этилового спирта.

Приложение

В настоящее время не производится награждение медалью «Ветеран труда».

С 15 апреля 1999 г. действует новое Положение об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, утвержденное приказом от 13 января 1999 г. № 44.

Общие положения.

Отраслевыми наградами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации являются:

— медаль К.Д.Ушинского;

— нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;

— Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации;

— благодарность Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Ходатайство о награждении отраслевыми наградами возбуждается коллегией, советом образовательного учреждения, ученым советом, педагогическим советом, собранием коллектива либо другим коллегиальным органом по месту основной работы представляемого к награде.

Лица, удостоенные отраслевых наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.


ПРИЛОЖЕНИЯ

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). — Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю — травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Осенью Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Зимой Белый снег, пушистый.

По ветру кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Весной Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку — С-С-С):

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Под слова четверостишья ребенок совместно со взрослым выполняет элементы самомассажа. (М.А.Поваляева. Точечный массаж / Педагогическая диагностика и коррекция речи // Под ред. М.А.Поваляевой. Ростов-н/Д. Изд-во: РПГУ. 1997) Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы,

Этой щеткой — башмаки,

Этой щеткой чистим брюки —

Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Для постановки диафрагмально-речевого дыхания, используется фраза и тактильно-вибрационный контроль. Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный (словарь подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка в отдельности).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем. При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив — сливовое, яблок — яблочное, груш — грушовое, клубники — клубничное, малины — малиновое и т. д.

«Оближи варенье». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз.

Пора на прогулку:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.

(Несколько раз сжать пальчики и разжать.)

Вышел и Язычок. Видит стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу — поехали (имитируем езду на лошадке). Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня.

Я поеду к маме.

«Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

Ехал, ехал и приехал к реке Дон. Дон какой? (Для усиления образа помогаем движениями рук.) Широкий, глубокий. Сядем в моторную лодочку (улыбнуться, просунуть язычок между губами и сильно подуть на его кончик, вызывая вибрацию кончика язычка, что готовит его к правильной артикуляции: к зазубной вибрации, столь необходимой для звука Р).

АКВАРИУМ

Смотрите! Река у меня на окне.

Там разные рыбы плывут в глубине.

Там красные рыбы, раскинув хвосты,

Мохнатой травы раздвигают кусты и смотрят,

Как, словно по нитке,

Ползут по травинке улитки,

Но речка моя никуда не течет.

Она бы плескалась, она бы текла,

Но держат ее берега из стекла.

Выучи стихотворение. Раскрась. Посмотри на картинку — назови слова со звуком (р) (рыбы, аквариум, ракушки, карниз, шторы, портьеры, рама). Где звук? (в начале слова, в середине, в конце)

Деление слов на слоги с помощью хлопков

ЧИСТОГОВОРКИ

1.— Егор, Егор, где твой двор? — А вот мой двор — (оранжевый) забор. (Цвет зависит от произносительных возножностей ребенка: голубой, красный, зеленый, синий.)

3. Из-за рака вышла драка

Это Рома-забияка снова бросил в речку рака.

3. Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Греку — цап!

4. — Расскажите про покупки!

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои.

5. На дворе — трава.

На траве — дрова.

Не руби дрова.

Во дворе — трава.

6. Рыбу ловит рыболов.

Весь в реку уплыл улов.

7. Вез корабль карамель

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Выучи загадку, раскрась отгадку

К нам во двор забрался крот.

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот.

(ЭКСКАВАТОР)

Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство


ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

АБСАНС (франц. absence отсутствие) — кратковременное — несколько секунд, долей секунд — выключение (отсутствие) сознания; воспоминания о периоде А. обычно не сохраняются.

АВТОМАТИЗАЦИЯ— превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА— этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

АВТОРИТАРНЫЙ(лат. auctoritas полная власть, приказание) — 1) основанный на слепом подчинении власти; 2) стремящийся утвердить свой авторитет, властный.

АГНОЗИЯ(о + греч. gnosis знание) — нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.

АГНОЗИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ— агнозия, характеризующаяся расстройством узнавания предметов и явлений при сохранении их зрительного восприятия; А. з. развивается при поражении наружной поверхности левой затылочной доли.

АГНОЗИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ— неспособность узнавать предметы на ощупь; А. о. наблюдается при поражении верхней теменной доли.

АГНОЗИЯ ПАЛЬЦЕВАЯ— изолированное нарушение узнавания, выбора и дифференцированного показа пальцев рук как собственных, так и пальцев других людей.

АГНОЗИЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ— неспособность ориентироваться в пространстве, оценивать пространственные соотношения и воспроизводить последовательные действия в сложных двигательных актах.

АГНОЗИЯ СЛУХОВАЯ — неспособность различать звуки речи, узнавать предметы и явления по характерным для них звукам (напр., часы по тиканью); причина А. с. - поражение височной доли головного мозга.

АГРАММАТИЗМ (греч. agrammatos нечленораздельный) — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.

АГРАММАТИЗМ ИМПРЕССИВНЫЙ (лат. impressio впечатление) — непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении.

АГРАММАТИЗМ ЭКСПРЕССИВНЫЙ (лат. expressio выражение) — неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.

АГРАФИЯ (а+ греч. grapho писать, изображать) — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; А. заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при А., как правило, сохраняется; А. обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.

АДЕНТИЯ (а+ лат. dens, dentis зуб) — отсутствие всех или многих зубов.

АКАЛЬКУЛИЯ (а+ лат. calculo считать) — невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи; А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга.

АКАТАГРАФИЯ (а- + греч. katagrapho записывать) — патология письменной речи центрального происхождения, при которой нарушается правильное чередование слогов в слове или слов в предложении.

АККОМОДАЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКАЯ (греч. phonetikos относящийся к фонетике; звуковой) — частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного звуков, состоящее в том, что экскурсия (начало артикуляции) последующего звука приспособляется к рекурсии (окончанию артикуляции) предыдущего звука (прогрессивная аккомодация) или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация); в русском языке гласные звуки аккомодируют согласным (напр., игры — отыгран).

АКРОМЕГАЛИЯ(акро- + греч. megas, megalu большой) — непропорциональное увеличение размеров кистей, стоп, нижней челюсти, языка, надбровных дуг и др. частей тела; возникает при заболевании передней доли гипофиза.

АКРОЦЕФАЛИЯ (акро+ греч. kephale голова) — аномалия развития: высокий череп конической формы, несколько уплощенный в переднезаднем направлении, образующийся вследствие преждевременного заращения швов.

АЛАЛИЯ (о+ греч. lalia речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ (лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитикосинтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей.

АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ(лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.

АЛЕКСИЯ(о+ лат. lego читаю) — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

АЛЕКСИЯ(а+ греч. lexis слово) — мед. потеря способности читать вследствие очагового поражения головного мозга; часто сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазией).

АМБИДЕКСТР(алиби+ лат. dexter правый) — человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

АМБИДЕКСТРИЯ— способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой; А. может быть врожденной или выработанной в результате тренировки.

АМБЛИОПИЯ (греч. amblyopia; амбли+ ops, opos глаз) — ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз; причинами А. являются функциональные расстройства зрительного анализатора.

АМИМИЯ(а+ греч. mimia подражание) — отсутствие мимики; наблюдается при различных заболеваниях центральной нервной системы, при поражениях лицевых нервов, а также при некоторых психических заболеваниях.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ(греч. synthesis соединение, сочетание, составление) — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А. и С. находят себе широкое применение в дидактике; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

АНАЛИЗАТОР ДВИГАТЕЛЬНЫЙ — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также движений отдельных частей тела.

АНАЛИЗАТОР КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ(греч. kinesis движение) — см. Анализатор двигательный.

АНАЛИЗАТОР РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение и положение органов дыхания, голоса и артикуляции.

АНАЛИЗАТОР СЛУХОВОЙ— анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражений и формирующий слуховые ощущения и образы.

АНАЛИТИКО-СИНТЕТЙЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА— в коре головного мозга происходит замыкание временных связей, которое связано с выделением раздражителя, на который образуется рефлекс; таким образом, происходит как анализ, так и синтез, т. е. осуществляется аналитико-синтетическая деятельность.

АНАМНЕЗ(греч. anamnesis воспоминание) — совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

АНАРТРИЯ(ан-+ греч. arthroo членораздельно произносить) — тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

АНАХРОНИЗМ(греч. ana назад + chronos время) — употребление слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и т. п. нормам данной эпохи.

АНЕМИЯ(ок+ греч. haima кровь) — состояние, характеризующееся снижением содержания гемоглобина в крови, обычно при одновременном уменьшении количества эритроцитов; буквально А. — «бескровие», практически обозначает «малокровие».

АНКИЛОГЛОССИЯ (анкило+ греч. glossa язык) — врожденное укорочение уздечки языка.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания; основные группы А. д.: 1) умственно отсталые дети, 2) дети с задержкой психического развития, 3) дети с нарушениями речи, 4) дети с нарушениями слуха (глухие, поздно-оглохшие, слабослышащие), 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7) дети с нарушениями поведения, 8) дети с нарушениями эмоционального развития, 9) дети с комплексными дефектами.

АНТАГОНИСТ (греч. antahonistes противник, соперник) — мышца, действующая в противоположном направлении относительно данной (напр., мышца-сгибатель по отношению к разгибателю).

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ (антпе+ лат. natus рождение) — дородовой; относящийся к периоду развития организма, предшествующий родам.

АНТОНИМЫ(антпи+ греч. onoma имя) — слова, имеющие противоположные значения (напр., болезнь — здоровье, твердый — мягкий и т. д.).

АНТРОПОЛОГИЯ (антропо+ греч. logos учение) — наука о происхождении человека и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.

АНТРОПОМЕТРИЯ (антропо+ греч. metreo измерять) — один из методов исследования в антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела.

АПРАКСИЯ (греч. apraxia бездействие) — мед. нарушение способности производить целенаправленные движения в результате поражения высших отделов коры головного мозга.

АПРАКСИЯ АМНЕСТЙЧЕСКАЯ (греч. amnesia забывчивость, потеря памяти) — нарушение произвольных действий при сохранении подражательных.

АПРАКСИЯ ГРАФИЧЕСКАЯ (греч. grapho пишу) — утрата способности воспроизводить написание тех или иных букв, забывание их графического изображения; при А. г. списывание букв и слов с печатного текста вызывает большие трудности.

АПРАКСИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ — апраксия, которая возникает при постцентральных нижнетеменных поражениях доминантного (левого) полушария мозга и выражается в недостаточной точности отдельных произвольных движений.

АПРАКСИЯ КИНЕТИЧЕСКАЯ — апраксия, связанная с поражением заднелобных прецентральных отделов доминантного полушария; характеризуется недостаточной плавностью автоматизированных двигательных навыков, т. к. они распадаются у больных на составляющие их отдельные компоненты, причем больные с трудом переключаются с одного компонента на следующий, персеверируя (повторяя) его.

АПРАКСИЯ ОРАЛЬНАЯ (лат. os, oris рот) — моторная апраксия лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка, приводящим к нарушению речи.

АРАХНОДАКТИЛИЯ(арахно+ греч. daktylos палец) — аномалия развития: удлинение и утончение пальцев рук и ног.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ НАВЫКИ — усвоение артикуляционной базы данного языка.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ — прил. от ел. артикуляция; артикуляционная база — лингв, свойственные говорящим на данном языке положение и система движений органов речи при произнесении звуков языка

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС — совокупность ре-чедвижений, Необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения.

АРТИКУЛЯЦИЯ (лат. articulare членораздельно выгова-ривать) — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЙОТОВАЯ — артикуляция, сопровождаемая поднятием средней части языка к твердому нёбу, или палатализацией.

АРТИКУЛЯЦИЯ НОСОВАЯ — произнесение звука с опущенным мягким нёбом и продвинутым вперед маленьким язычком.

АРТИКУЛЯЦИЯ РОТОВАЯ — произнесение звука с приподнятым мягким нёбом к задней стенке глотки, т. е. так, что воздух идет через рот.

АСИММЕТРИЯ(греч. asymmetria несоразмерность) — несоразмерность частей, отсутствие, нарушение симметрии.

АСИНЕРГИЯ (о+ греч. synergia взаимодействие) — нарушение содружественной (синергичной) деятельности мышц, проявляющееся расстройством движений, требующих одновременного сокращения нескольких мышечных групп; наблюдается при поражении мозжечка.

АССИМИЛЯЦИЯ (лат. assimilatio уподобление, усвоение) — 1) процесс усвоения организмом веществ, поступающих в него из окружающей среды, в результате которого эти вещества становятся составной частью биологических структур или откладываются в организме в виде запасов; 2) приспособление одних звуков к другим, состоящее в приспособлении рекурсии предшествующего звука к экскурсии последующего.

АСФИКСИЯ (о+ греч. shhyxis пульс, пульсация) — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.

АТАКСИЯ (греч. ataxia беспорядок, отсутствие координации) — расстройство координации движений, например, походка человека, у которого нарушена координация движений нижних конечностей: во время ходьбы ноги широко раздвинуты, чрезмерно высоко поднимаются и т. д.

АТАКТИЧЕСКИЙ ПОЧЕРК — почерк человека, у которого нарушена координация движений верхних конечностей: во время письма расстраивается соединение букв, линии выходят за пределы строки и т. д.

АУДИОГРАММА (аудио+ греч. gramma запись) — графическое изображение на специальном бланке данных исследования состояния слуха, проводимого с помощью аудиометра.

АУТИЗМ(греч. autos сам) — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (ауто+ греч. -genes зарождающийся, производимый) — вид психотерапии, основанный на максимальном мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.

АФАЗИЯ (а+ греч. phasis речь) — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

АФОНИЯ (а+ греч. phone звук, голос) — отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина А. — несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

Б

БАЗАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ — по И.П.Павлову, кинестезические раздражения органов речи.

БАРИАКУЗИЯ (бори+ греч. akustikos слуховой) — см. Тугоухость.

БАТТАРИЗМ (греч. battarismos заикание) — патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются.

БИЛАБИАЛЬНЫЙ (би+ лат. labialis губной) — губно-губной, двугубный, образуемый сближением или смыканием обеих губ.

БЛЕДНЫЙ ШАР — один из центров экстрапирамидной системы; Б. ш. ведает паллидарными движениями, которые производят грудные дети; к их числу предположительно относят и лепет, так как лепечут и глухие дети.

БЛИЗОРУКОСТЬ — аномалия рефракции глаза, при которой параллельные лучи преломляются средами глаза так, что соединяются впереди сетчатки; при Б. на сетчатке образуется расплывчатое изображение и предметы видны неясно.

БЛОКОВЫЙ НЕРВ — IV пара черепно-мозговых нервов; иннервирует верхнюю косую мышцу, поворачивающую глазное яблоко вниз и кнаружи.

БЛУЖДАЮЩИЙ НЕРВ — X пара черепно-мозговых нервов; иннервирует органы головы, шеи, грудной и брюшной полостей.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА — высшие отделы головного мозга; состоят из поверхностного слоя — коры больших полушарий и глубоко лежащих отделов — подкорки.

БРАДИКИНЕЗИЯ (бради+ греч. kinesis движение) — общая замедленность движений.

БРАДИЛАЛИЯ (бради+ греч. lalia речь) — патологически замедленный темп речи.

БРАДИЛЕКСИЯ(бради+ лат. lego читаю) — патологическая замедленность темпа чтения.

БРОДМАНА ПОЛЯ (К.Brodmann, нем. психиатр) — участки коры головного мозга, которые различаются между собой строением нервных клеток; разные поля связаны с разными функциями (напр., поля, расположенные в затылочной области мозга, связаны со зрительной функцией, а поля, расположенные в центральной части мозга, — с двигательной).

БРОКА ЦЕНТР (Р.Р.Вгоса, фр. антрополог и хирург) — участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи.

БУКВА — графический знак, который используется для обозначения на письме фонем.

БУЛЬБАРНЫЙ (от лат. bulbus луковица, форма которой напоминает продолговатый мозг) — относящийся к продолговатому мозгу.

БУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ — синдром поражения языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их двигательных ядер, расположенных в продолговатом мозге, с параличом мышц языка, губ, мягкого нёба, глотки, голосовых складок и надгортанника.

В

ВАРОЛИЕВ МОСТ (С. Varolio, итал. анатом) — отдел головного мозга, расположенный между продолговатым мозгом и ножками мозга.

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть нервной системы, принимающая участие в иннервации желез, внутренних органов и систем, кровеносных и лимфатических сосудов, гладкой и отчасти поперечно-полосатой мускулатуры.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ — органы, функцией которых является всасывание, пищеварение, секреция, дыхание, распределение крови, размножение.

ВЕЛЯРИЗАЦИЯ (лат. velaris задненёбный) — дополнительная артикуляция (подъем) задней части спинки языка по направлению к заднему (мягкому) нёбу, что вызывает т. наз. твердость звуков, резко понижая тон и шум.

ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК (лат. velaris) — задненёбный звук (напр., (г), (к), (х)).

ВЕРБАЛИЗМ В ОБУЧЕНИИ (лат. verbum слово) — недостаток обучения, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний; при этом не обеспечивается в необходимой мере соблюдение принципов наглядности, сознательности и активности, соединения теории с практикой, в результате чего знания учащихся оказываются неполноценными, формальными, учащиеся не могут применять их в практической деятельности.

ВЕРНИКЕ ЦЕНТР — область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии.

ВЕРХНИЙ ГОРТАННЫЙ НЕРВ — начало, верхний ганглий блуждающего нерва; иннервирует слизистую оболочку гортани выше голосовых складок, слизистую оболочку корня языка и частично глотки.

ВЕРХНЯЯ ПРОДОЛЬНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — мышечные пучки, укорачивающие язык, выгибая его поверхность в сагиттальном направлении, и поднимающие кончик языка, расположенные в верхней части языка в сагиттальном направлении от его корня к кончику.

ВЗРЫВНОЙ ЗВУК — смычный согласный, при произнесении которого смычка разрывается; см. Взрыв 1) мгновенное размыкание под напором струи воздуха полной преграды, образуемой смыканием активного и пассивного органов речи.

«ВИДИМАЯ РЕЧЬ» — прибор, преобразующий речь в оптические сигналы, проявляющиеся на особом экране; используется для акустического анализа речи, для зрительного восприятия устной речи глухими взамен чтения с губ и в качестве пособия для обучения глухих произношению.

ВИЗУАЛЬНЫЙ (лат. visualis зрительный) — воспринимаемый или производимый посредством зрения.

ВНИМАНИЕ — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ — патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности; выделяют следующие виды нарушений: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители; нарушения внимания наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей.

ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ — количество элементов, одновременно отчетливо воспринятых за один акт восприятия; при восприятии множества простых объектов (букв, фигурок и т. п.) в течение 0,1 секунды В. о. у взрослого человека равен в среднем 5—9 элементам.

ВНИМАНИЯ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ — перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной; В. п. может быть непроизвольной и произвольной.

ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

ВНИМАНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — концентриро-ванность внимания на одних объектах при одновременном его отвлечении от других.

ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

ВОСПИТАНИЕ— процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов в системе возникающих на этой основе временных нервных связей; В. с. с. является высшим регулятором нервной деятельности и поведения человека.

Г

ГЕМАТОМА (гемато+ греч. ...бта окончание в назв. опухолей) — кровяная опухоль, ограниченное стенками естественной полости или тканями скопление крови, образующееся при повреждении кровеносных сосудов.

ГЕМИПАРЕЗ (геми+ парез) — парез мышц одной половины тела.

ГЕМИПЛЕГИЯ (геми+ греч. plege удар, поражение) — паралич мышц одной половины тела.

ГЕМИТРЕМОР (геми+ лат. tremor дрожание) — быстрые ритмичные непроизвольные сокращения мышц одной половины тела.

ГЕНЕЗИС — см. Генез (греч. genesis зарождение, происхождение, развитие) — происхождение, возникновение, начало.

ГЕНЕТИКА (греч. genetikos относящийся к рождению, происхождению) — наука о наследственности и изменчивости организмов.

ГИДРОЦЕФАЛИЯ (гидро+ греч. kephale голова) — избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.

ГИДРОЦЕФАЛИЯ ВРОЖДЕННАЯ — гидроцефалия, развивающаяся во внутриутробном периоде; может возникнуть вследствие инфекционных заболеваний, травм и интоксикаций матери во время беременности.

ГИДРОЦЕФАЛИЯ ПРИОБРЕТЕННАЯ — гидроцефалия, возникшая в постнатальном периоде; может быть следствием менингита, менинго-энцефалита, травм черепа, р


8259359465009742.html
8259455783818583.html
    PR.RU™