Работа во время лекции и подготовка к лекциям

Необходима подготовка к слушанию лекций. Она начинается с ознакомления с общей учебной программой, с просмотра записей предыдущих лекций, восстановления в памяти их материала, с психологического настроя на предстоящую работу.

Слушание лекций - сложный вид интеллектуальной деятельности, успех которой обусловлен, во-первых, общим "умением слушать", во-вторых, стремлением воспринимать материал (воспринимать осмысленно, а не механически), нужное записывая в тетрадь. Запись лекции помогает сосредоточить внимание на главном, в ходе самой лекции продумать и осмыслить услышанное, осознать план и логику изложения материала преподавателем.

Такая работа нередко, особенно поначалу, вызывает трудности у студентов: некоторые стремятся записывать все дословно, другие пишут отрывочно, у третьих запись получается хаотическая. Чтобы избежать этих ошибок, целесообразно придерживаться ряда правил.

1. После записи ориентирующих и направляющих внимание данных (тема, цель, план лекции, рекомендованная литература) важно попытаться проследить, как они раскрываются в содержании, подкрепляются формулировками, доказательствами, а затем и выводами.

2. Записывать следует основные положения и доказывающие их аргументы, наиболее яркие примеры и факты, поставленные преподавателем вопросы для самостоятельной проработки.

3. Стремиться к четкости записи, ее последовательности, выделяя темы и подтемы, вопросы и подвопросы, используя цифровую и буквенную нумерацию (римские и арабские цифры, большие и малые буквы), красные строки, выделение абзацев, подчеркивание главного и т.д.

Форма записи материала может быть различной - в зависимости от специфики изучаемого предмета; уместны и свои краткие пояснения к записям. Запись лекции лучше вести в сжатой форме, короткими и четкими фразами. Каждому студенту полезно выработать свою систему сокращений, в которой он мог бы разобраться легко и безошибочно.

Даже отлично записанная лекция предполагает дальнейшую самостоятельную работу над ней (глубокое осмысление ее содержания, логической структуры, выводов). Особенно важно в процессе самостоятельной работы над лекцией выделить новый понятийный аппарат, уяснить суть новых понятий, при необходимости обратиться к словарям и другим источникам, заодно устранив неточности в записях.

Работа над лекцией стимулирует самостоятельный поиск ответов на самые различные вопросы: над какими понятиями следует поработать, какие обобщения сделать, какой дополнительный материал привлечь.



Главным же средством, направляющим самообразование, является выполнение различных заданий по тексту лекции, например, составить ее развернутый план или тезисы; ответить на вопросы проблемного характера, скажем, об основных тенденциях развития той или иной проблемы; наконец, придумать и составить проверочные тесты по проблеме, написать и "защитить" по ней реферат, сделать графические схемы.

Подготовка к лабораторно-практическим занятиям

Практические занятия имеют целью закрепить знания, перенести их в новую ситуацию, сформировать у студентов основные понятия и умения в решении практических задач и ситуаций. В условиях обучения библиографии необходимо сформировать ряд компетенций, которые позволили бы студенту свободно ориентироваться во всем многообразии информационных ресурсов.

Основными методами при проведении практических занятий становятся:

• анализ библиографических пособий;

• моделирование обобщающих схем;

• поиск нужной информации с привлечением печатных и электронных источников;

• метод классификации информационно-библиографических ресурсов;

• самостоятельная работа с литературой по темам практических заданий.

Упражнения составляются таким образом, чтобы расширять навыки работы с документами, навыки библиографического поиска.

Подготовка к семинару

Входе подготовки к семинару студент должен научиться оперировать понятиями, категориями библиографической науки; применять способы, приемы, методы практической конструктивной деятельности и общения, приучая себя к выработке собственных убеждений.

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов, проектов и т.п. С тематикой семинаров студенты знакомятся заранее, поэтому они могут подготовить ряд вопросов для выступления на семинарах.



Алгоритм подготовки к семинару следующий: выбрав тему, студент составляет свой план-график подготовки к семинару. Для приобретения широкого видения проблемы студент старается осмыслить ее в общем объеме; познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекомендуемой литературе; выявить основные идеи, раскрывающие данную проблему; сверить их определения со справочниками, энциклопедией; подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы выступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообщения на семинаре; проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара, готовясь к выступлению на семинаре, по возможности проконсультироваться с преподавателем; относиться к собранному материалу как к источнику информации для будущих исследований.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, заложенные в теории предмета. На них выносятся вопросы, особенно необходимые для практики, или проблемные вопросы, которые возможно решить только в процессе сотрудничества. Среди обязательных требований к семинару - предварительное ознакомление с темой, вопросами и литературой по данной теме.

В качестве тем семинарских занятий предлагаются:

1. Основные понятия библиографоведения.

2. Структура библиографической деятельности.

3. Современная концепция отечественного библиографоведения.

Они требуют ознакомления студентов с актуальными работами ученых, главным образом, монографическими исследованиями, способствуют приобретению навыков участия в дискуссиях по теоретическим проблемам.

Семинарские занятия могут проходить в разных формах: как семинар-дискуссия, семинар-исследование, проблемный семинар. Наибольшую эффективность приносят семинары, проводимые в форме коллективной познавательной деятельности, имеющей определенные особенности, а именно:

- разделение студентов на группы по их желанию (с обязательным участием студента с устойчивым интересом к данному предмету);

- постановка общих целей и задач для группы;

- работа в последовательности - индивидуальная, парная (чаще всего перекрестный опрос), работа в группе, коллективная.

- обязательное предварительное ограничение по времени каждого этапа занятий;

- экспертный анализ;

- оценка работы группы преподавателем;

- проведение самооценки.

В подготовке к лекциям, семинарам и лабораторно-практическим занятиям большую помощь окажут библиотечные фонды вуза и других библиотек. Каждый студент должен уметь пользоваться библиотекой. Умение найти источник информации весьма важно, но еще важнее хорошо использовать его.

Конспектирование- сжатое изложение, простейшая форма изучения литературы, знакомая каждому студенту. Главной задачей конспекта является сокращение материала при сохранении в нем наиболее сущест­венного.

Схематизация - процесс открытия внутреннего плана изложения, аналогичный составлению оглавления книги.

Анатомирование- рассмотрение плана не только по признаку порядка изложения, но и по признаку взаимосвязи частей.

Конденсирование- составление конспекта с "накоплением", позволяющее, пользуясь рядом источников, наиболее полно отразить главные сведения по какому-либо вопросу. Например, взяв некоторый вопрос, выбирают из имеющейся литературы тот источник, в котором предлагают наиболее полное и систематическое изложение вопроса, и конспектируют его. Переходя далее к следующему источнику, вносят из него в свой текст добавления, исправления, а если нужно, то и изменяют структуру своего первоначального конспекта. Так разовьется умение оценивать различие подхода разных авторов. Конденсирование - один из лучших приемов работы с книгой и усвоения материала.

Навыки поиска и получения необходимой информации и пользования библиотечными фондами, а также другие полезные знания вы можете получить на занятиях по библиографии и методам научного исследования.

Подготовка к отчетности (зачет, экзамен)

Наиболее ответственным этапом в обучении студентов является экзаменационная сессия. На ней студенты отчитываются о выполнении учебной программы, об уровне глубины и объеме полученных знаний. Это государственная отчетность студентов за период обучения, за изучение учебной дисциплины, за весь вузовский курс. Поэтому так велика их ответственность за успешную сдачу экзаменационной сессии. На сессии студенты сдают экзамены или зачеты. Зачеты могут проводиться с дифференцированной отметкой или без нее с записью в зачетной книжке "зачтено" или "не зачтено". Экзамен как высшая форма контроля знаний студентов оценивается по 5-балльной системе.

Залогом успешной сдачи всех экзаменов являются систематические, добросовестные занятия студента. Однако это не исключает необходимости специальной работы перед сессией и в период сдачи экзаменов. Специфической задачей работы студента в период экзаменационной сессии являются повторение, обобщение и систематизация всего материала, который изучен в течение года.

Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии. Прежде чем приступить к нему, необходимо установить, какие учебные дисциплины выносятся на сессию и, если возможно, календарные сроки каждого экзамена или зачета.

Установив выносимые на сессию дисциплины, необходимо обеспечить себя программами. В основу повторения должна быть положена только программа. Не следует повторять ни по билетам, ни по контрольным вопросам. Повторение по билетам нарушает систему знаний и ведет к механическому заучиванию, к "натаскиванию". Повторение по различного рода контрольным вопросам приводит к пропускам и пробелам в знаниях и к недоработке иногда весьма важных разделов программы.

Повторение - процесс индивидуальный; каждый студент повторяет то, что для него трудно, неясно, забыто. Поэтому, прежде чем приступить к повторению, рекомендуется сначала внимательно посмотреть программу, установить наиболее трудные, наименее усвоенные разделы и выписать их на отдельный лист.

В процессе повторения анализируются и систематизируются все знания, накопленные при изучении программного материала: данные учебника, записи лекций, конспекты прочитанных книг, заметки, сделанные во время консультаций или семинаров, и др. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только одним конспектом, а тем более чужими записями. Всякого рода записи и конспекты - вещи сугубо индивидуальные, понятные только автору. Подготовка по чужим записям легко может привести к очень грубым ошибкам.

Само повторение рекомендуется вести по темам программы и по главам учебника. Закончив работу над темой (главой), необходимо ответить на вопросы учебника или выполнить задания, а самое лучшее - воспроизвести весь материал.

Консультации, которые проводятся для студентов в период экзаменационной сессии, необходимо использовать для углубления знаний, восполнения пробелов и разрешения всех возникших трудностей.

Чтобы сессия была в радость:

1) Не пропускайте занятия (лекции, а особенно семинары и практические занятия).

2) Активно участвуйте в работе семинаров (выступайте с сообщениями, проявляя себя в роли докладчика и в роли оппонента, выполняйте все требования преподавателя приходите подготовленными к занятию).

3) Своевременно выполняйте контрольные работы, не оставляйте переписывание невыполненных заданий на зачеты и экзамены.

4) Не допускайте написания курсовых работ, рефератов в последние недели перед сессией, помните, что срок проверки работы - не менее 10 дней. В случае необходимости доработки и последующей сдачи работы у Вас не будет времени защитить ее во время.

Есть целый ряд принципов - "секретов", которыми следует руководствоваться при подготовке к экзаменам.

1. Подготовьте свое рабочее место, где все должно способствовать успеху: тишина, расположение учебных пособий, строгий порядок.

2. Сядьте удобнее за стол, положите перед собой чистые листы бумаги, справа - тетради и учебники. Вспомните все, что знаете по данной теме, и запишите это в виде плана или тезисов на чистых листах бумаги слева. Потом проверьте правильность, полноту и последовательность знаний по тетрадям и учебникам. Выпишите то, что не сумели вспомнить, на правой стороне листов и там же запишите вопросы, которые следует задать преподавателю на консультации. Не оставляйте ни одного неясного места в своих знаниях.

3. Работайте по своему плану. Вдвоем рекомендуется готовиться только для взаимопроверки или консультации, когда в этом возникает необходимость.

4. Подготавливая ответ по любой теме, выделите основные мысли в виде тезисов и подберите к ним в качестве доказательства главные факты и цифры. Ваш ответ должен быть кратким, содержательным, концентрированным.

5. Помимо повторения теории, не забудьте подготовить практическую часть, чтобы свободно и умело показать навыки работы с текстами, картами, различными пособиями, решения задач и т.д.

6. Установите четкий ритм работы и режим дня. Разумно чередуйте труд и отдых, питание, нормальный сон и пребывание на свежем воздухе.

7. Толково используйте консультации преподавателя. Приходите на них, продуктивно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами, а не просто послушать, о чем будут спрашивать другие.

8. Бойтесь шпаргалки - она вам не прибавит знаний.

9. Не допускайте как излишней самоуверенности, так и недооценки своих способностей и знаний. В основе уверенности лежат твердые знания. Иначе может получиться так, что вам достанется тот единственный вопрос, который вы не повторили.

10. Не забывайте связывать свои знания по любому предмету с современностью, с жизнью, с практикой.

11. Когда на экзамене вы получите свой билет, спокойно сядьте за стол, обдумайте вопрос, набросайте план ответа. Не волнуйтесь, если что-то забыли.

На заметку

1. Накануне хорошо выспаться.

2. Прийти на экзамен пораньше, чтобы прошло первое волнение.

3. Билет брать, не раздумывая долго, но и не хватать его с отчаянным видом.

4. Не читайте билет у стола преподавателя, назовите только его номер.

5. На листе бумаги с большими интервалами на правой половине страницы набросайте примерную схему раскрытия первого вопроса.

6. Когда общая схема готова, в промежутках запишите более подробный план раскрытия отдельных ее частей с включением цифрового материала, терминов и формул.

7. Если чувствуете, что по первому вопросу ничего больше пока добавить не можете, переходите ко второму вопросу и готовьте его в той же последовательности, что и первый.

8. Если Вы взяли билет, по которому плохо подготовлены, не спешите брать другой - сначала постарайтесь вспомнить все, что знаете по нему.

9. Полезно вначале показать всю схему раскрытия вопроса, а затем ее детализировать.

10.Отвечайте строго на вопрос. Не старайтесь, показывая кругозор, залезать в другие сферы, не включенные в данный вопрос. Поскольку этим Вы, во-первых, сможете создать впечатление, что Вы не знаете ответ на свой вопрос, во-вторых, Вы расширяете круг дополнительных вопросов преподавателя, что не всегда может быть в Вашу пользу.

11.Не пытайтесь рассказать больше за счет ускорения темпа, но и не затягивайте рассказ.

12.Будьте внимательны ко всем вопросам преподавателя, к малейшим его замечаниям - сознательно или нет, но он может натолкнуть Вас на припоминание нового, дополнительного материала или на понимание новой его стороны, чем надо тут же воспользоваться.

13.Не бойтесь дополнительных вопросов - чаще всего преподаватель использует их как один из способов помочь Вам.


Контрольные задания и листы самоконтроля уровня знаний

Проверка уровня знаний, умений и навыков студентов проводится в соответствии с требованиями, изложенными в стандартах, и ожидаемыми результатами по итогам каждого курса, а также с учетом начального уровня знаний и способностей студента.

Индивидуально-ориентированное обучение как главный принцип современного образования, предполагает и ряд дифференцированных заданий трех уровней - репродуктивного, продуктивного и творческого.

Понимая значимость этих общих мер комплексной проверки результативности образования, следует учесть особое значение системности и последовательности контроля со стороны каждого преподавателя и самоконтроля знаний со стороны студентов. Для контроля деятельности студентов используются системы контрольных вопросов по каждой теме, контрольно-срезовые задания по отдельным вопросам, темам, проблемам, тестовые и контрольные задания.

Коллективно-познавательная деятельность также предполагает разные типы контроля со стороны студентов - в парной и групповой

деятельности (листы взаимоконтроля, таблицы, сводные таблицы по анализу занятия в группе и др.).

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)

НИРС условно подразделяется на 2 категории:

- НИРС, выполняемая в учебном процессе;

- НИРС, выполняемая во внеаудиторное время. Основными видами НИРС в рамках учебного процесса являются: НИРС в курсовых и дипломных работах; выполнение НИР на практиках; подготовка научного реферата на заданную тему; учебно-научные семинары, конференции.

Самой массовой формой НИРС во вне учебное время является участие студентов в кафедральных научных исследованиях, в студенческих научных конференциях и смотрах-конкурсах на лучшую НИРС по гуманитарным и общественным наукам.

Итогом научно-исследовательской деятельности студентов на каждом курсе можно считать курсовые и дипломные работы.

Курсовые работыпредставляют собой отчет по самостоятельной работе студентов и содержат систематизированные при помощи различных методов научных исследований сведения по определенной теме.

Дипломные работыстудентов представляют собой самостоятельные научные разработки, в которых отражаются навыки практического приме­нения полученных в вузе теоретических знаний. Дипломы выполняются на заключительном этапе обучения в вузе.

Дипломная работа по библиографии может быть выполнена также в форме библиографического пособия,сопровождаемого аналитической запиской, включающей обоснование темы, ее библиографического, методического и информационного сопровождения.

Наибольшую значимость имеют те курсовые и дипломные работы, которые выполнены на реальном фактическом материале и содержат рекомендации по внедрению отдельных положений работы в практику.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.

Самостоятельная работа студентов по библиографии является особой формой самообразования. Как утверждал известный просветитель и библиограф Н.А.Рубакин, настоящее образование достигается лишь путем самообразования. Библиография - ключ к знаниям. Библиограф должен научиться в совершенстве пользоваться этим ключом, и прежде всего в своей самообразовательной деятельности.


8258205952609424.html
8258255868439383.html
    PR.RU™