Отмена крепостного права. Подготовка и основные положения Крестьянской реформы 1861 года.

Экономика России неизменно развивалась по пути дальнейшего становления капиталистического отношения.

Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показала неэффективность социальной и экономической систем России.

Крымская ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик 1859-1861 гг.

В феврале 1855 года на престол вступил Александр II.

Александр II сделал первую попытку заявить о предстоящих реформах. Указал, что "Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу".

Подготовка. Правительство сделало вывод, что у создавшейся ситуации можно выйти, лишь приняв одно из трех решений: 1) отменить крепостное право единым указом, без наделения крестьян землей. 2) отменить крепостное право, сохранив за крестьянами их наделы за выкуп (операция потребует длительное время). 3) перевести крестьян в положении временообзянных на срок.

Первые два варианта казались правительству не приемлемыми из-за угрозы "пролетаризации" безземельных крестьян и финансовые затруднения государства, не способного выплатить помещикам крупных выкупных сумм за отчуждаемые у них земли. Третий вариант мог стать наиболее приемлемым; освобождение крестьян могло быть произведено без финансовых затрат со стороны государства.

Император Александр II и Министерство внутренних дел считали недопустимым взимать выкуп за освобождение личности крестьянина. Вместе с тем в скрытой форме такой выкуп планировался получить при обязательном выкупе крестьянином своей усадьбы.

По проекту К. Д. Кавелина в черноземных земледельческих губерниях помещики могли удовлетвориться выкупом за землю, а в губерниях промышленных предлагалось размер выкупа устанавливать не по оценки земли, а по оценки покупной стоимости крепостного имения (с учетом оброков, платежей с крестьянских промыслов и т.п.)

Ю.Ф.Самарин (славянофил) предлагал за освобождение личности крестьянина вознаграждать помещика барщинными работами и оброками, то есть перевести крестьян в положение временообязанных.

1857 год - Был учрежден Секретный комитет по крестьянскому делу, возглавлял А. Орлов. Через год был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам.

В 1858-1859 гг. - образовалось 50 губернских комитетов. Они были выборными дворянскими органами, их деятельность контролировали представители правительства (по 2 в каждом комитете)

Основные позиции: дворянств нечерноземных областей: быстрая и полная ликвидация крепостного права, но при высокой компенсации своих потерь: крестьяне должны были получать свои наделы за значительный выкуп.



Черноземные губернии: соглашались на беззвозмездное освобождение своих крестьян, но без земли, которая для представляла большую ценность.

В ходе бурных дискуссий, и представленных правительству проектов решения крестьянского вопроса, было сформированы три основные позиции:

1. Возражали против освобождения, предлагая лишь меры улучшения жизни крестьян (Московский губернский комитет);

2. Допускали освобождения крестьян, но без земли (Петербургский комитет);

3. Декларировало право освобождения крестьян с землей (Тверской комитет).

Программа крестьянской реформы была утверждена Императором в конце 1858 года, в ней предусматривался выкуп крестьянских наделов и образование класса крестьян-собственников. (позиция Н.А. Милютина, Я. И. Ростовцев).

Направление реформы: освободить крестьян с землей, оказать крестьянам содействие выкупе земли кредитами другими финансовыми операциями правительства; сократить переходное (временнообязанное) состояние крестьян; заменить (в течение 3-х лет) барщину оброком, дать самоуправления крестьян.

В Главный комитет продолжали поступать проекты губернских комитетов, для обобщения и редактирование которых в начале 1859 года были созданы редакционные комиссии работавшие независимо от Главного комитета и Государственного совета.

В проекте комиссии Крестьянская реформа на две стадии:

1. Освобождение помещичьих крестьян от личной зависимости

2. Превращение их в мелких собственников при сохранении значительной части дворянского землевладения.

Такая позиция отражала "французский вариант" решения крестьянского вопроса- создание мелкой поземельной собственности широкого круга владельцев.

Чтобы предотвратить пролетаризацию крестьян, проект предусматривал два условия:

1. крестьянам запрещалось отказываться от надела в течении 9 лет;

2. землепользователем становился не отдельный крестьянин, а крестьянская община.

Крестьянин должен возвратить полученную от государства ссуду в течение 49 лет.

В правовом положении крестьян

- уничтожалась их личная зависимость и вотчинная власть помещиков;

- вводилось крестьянское самоуправление: волостное общество, селтское общество, сходы, сельские должностные лица.



После закрытия редакционных комиссий, проект был передан в Главный комитет, далее в Государственный Совет ( к 1860- началу 1861 гг.) и 19 февраля 1861 года Александр II подписывает указ.

Основные положения реформы Отмены крепостного права:

1. Отмена крепостного права объявлялась добровольным пожертвованием дворянского сословия;

2. Решения крестьянского вопроса отдавалось в отделение имения по "полюбовным соглашениям между помещиком и его крепостными";

3. Усадьба и хозяйственные угодья, составлявшие наделы крестьян оставались в их пользовании за барщинные и оброчные повинности, но это временно до выкупа в собственность;

4. После внесения выкупа, крестьянин становился независимыми крестьянином-собственником;

5. В течение двух лет, составить уставные грамоты, определявшие взаимоотношения между помещиком и крестьянином;

6. для урегулирования нового порядка создавались губернские присутствия из местных чиновников и помещиков, и мировые посредники из местных потомственных дворян;

7. Помещичьи крестьяне больше нес собственность помещиков, их нельзя продавать, дарить, переселять и т.д.;

8. Крепостные крестьяне, становились свободными сельскими обывателями, с гражданскими правами: свободное вступление в брак, самостоятельное заключение договоров, ведение судебных дел, беспрепятственное занятие промышленностью и торговлей, право отлучаться с места своего жительства, поступать в любые учебные заведения, переходить в другие сословия.

9. Общие права крестьян: могли собираться на сельские сходы для решения местных хозяйственных вопросов, выбирать сроком на 3 года исполнительные органы- сельских старост и сборщиков податей;

10. Смежные сельские общества переформировывались в волости (от 300 до 2-х тыс. ревизорских душ в каждой). Создавались волостные сходы: избирали волостных старшин, волостных судей;

Волость- полицейско-административный орган, наблюдавший за порядком, объявление и применения закона.

Старосты и волостные старейшины могли подвергать крестьян аресту, назначать на общественные работы до 2-х недель, или штраф до 1 руб.

11. Крестьянам предоставлялась государственная ссуда на 49 лет, с ежегодными взносами - выкупные платежи.

Сумма ссуды = размерам прежнего оброка.

12. Положение об устройстве дворовых людей:

- получали личные и имущественные права,

- в течение двух лет обязаны служить свои господам или уплачивать им уставной оброк,

- дворовые люди с землей приписывались к сельскому обществу,

- безземельные, оставались без земли и искали себе заработок.


8257694252923774.html
8257715892335399.html
    PR.RU™