Ограничения процесса информации (Information Processing Limitations)

Срсп

Тема 1. Общее положение

1. Объяснить понятие человеческого фактора, его важность в гражданской авиации.

2. Объяснить взаимосвязь между человеческими факторами и инцидентами по причине человеческих ошибок.

3. Связь дисциплины человеческий фактор с другими науками.

4. Фундаментальные концепции человеческого фактора.

5. Человеческий фактор как дисциплина.

Тема 2. Человеческие возможности и ограничения.

1. Деятельность человека его возможности и ограничения.

2. Суть зрения

3. Влияние усталости человека на зрение

4. Острота зрения и факторы, которые влияют на нее.

5. Основы работы уха.

6. Влияние шума на работоспособность.

7. Обработка информации человеком.

Тема 3. Социальная психология.

1.Элементы эффективной команды.

2. Примущества и недостатки групповой отвественности.

3. Лидерство. Характеристики лидера.

4. Понятие «Культуры безопасности организации».

5. Разработать схему «Система технического обслуживания ВС».

Тема 2 продолжение

Восприятие информации - процесс получения информации через органы чувств, анализ ее и наполнение смыслом.

Модель восприятия информации (An Information Processing Model).

Восприятие информации может быть представлено в виде модели. Она представляет основные элементы процесса от получения информации от органов чувств до решения об ответном действии.

Рецепторы чувств и надкорочная память (Sensory Receptors and Sensory Stores)

Физический стимул получается через рецепторы чувств(глаза, уши, и т.д.) и хранится очень короткий промежуток времени в надкорочной памяти (памяти чувств).

Визуальная информация хранится доли секунды в иконической памяти (iconic memory), а звуки хранятся немного дольше (до 2 секунд) в эхо памяти (echoic memory).Это позволяет нам запомнить предложение как предложение, а не как несвязанную последовательность изолированных слов, или фильм как фильм , а не как серию бессвязных изображений .

Внимание (Attention) -это концентрация человеческих усилий на ощущениях событий.

Хотя внимание может перескакивать очень быстро с одного объекта на другой, одновременно оно может работать только с одним объектом .

Внимание может принять форму:

• выборочное (избирательное) (Selective) внимание,

• разделенное (многоцелевое) (Divided) внимание,

• сосредоточенное (фокусированное) (Focused) внимание



• постоянное (долговременное) (Persistent) внимание.

Избирательное внимание (Selective attention).

Избирательное внимание наблюдается, когда человек рассматривает несколько источников информации и уделяет наибольшее внимание одному или более источнику, которые ему кажутся наиболее важными. Человек в этом случае более внимательно рассматривает один источник, держа другие в резерве памяти.

Отвлечение (Distraction) - это отрицательная черта избирательного внимания.

Разделенное внимание (Divided attention)является общим для многих рабочих ситуаций, когда от людей требуется выполнить много заданий в одно время. Обычно, одно задание выполняется лучше за счет другого, если они подобны по своей природе. Этот тип ситуации также иногда называется «В зависимости от имеющегося времени».

Фокусированное внимание (Focused attention) -это умение фокусировать внимание на одном источнике и избегать отвлечения.

Выдержанное внимание (Sustained atteition) относится к состоянию поддерживать внимание и оставаться наготове длительное время, часто при выполнении одного задания. Большая часть исследований этого вида внимания проводилась при наблюдении за экраном радара, но также проводились исследования при проведении работ по инспектированию.

Внимание подвержено влиянию стресса и раздражения. Они могут улучшить, или наоборот, ухудшить его в зависимости от обстоятельств

Восприятие (Perception –awareness module)

Включает организацию и интерпретацию ощущений для получения определенного значения, т.е. трансформирование информации от ощущений в значение.

Восприятие может быть определено как процесс собирания образов для получения значимого человеческого восприятия мира. Оно создает лица, мелодии, произведения искусства и т.д. из сырого материала чувств.



Примеры процесса восприятия:

· изображение формируется на сетчатке в двух измерениях, хотя мы видим мир в трехмерном виде.

· Если голова повернута, глаза фиксируют постоянно меняющийся ряд образов, хотя мы воспринимаем окружающие вещи в стационарном виде, а не хаотически движущимися.

После опознавания органами чувств информации, полученной от возбудителей, должно быть выбрано направление действия. Другими словами происходит принятие решение (decision making).

Принятие решений - это создание альтернативных направлений действия, базирующихся на имеющейся информации, знаниях, предыдущем опыте, ожидании, контексте, целях и т.д. и выбор одного предпочтительного варианта. Это также описывается как мышление, решение проблем и рассудительность.

Знание ситуации традиционно используется в контексте кабины самолета для описания знания пилота того, что происходит вокруг него т.е. где он находится в географическом смысле, его ориентация в пространстве, в каком режиме работает самолет и т.д. В контексте технического обслуживания это относится к:

· Восприятию (perception) важных элементов, например, обнаружение ослабленных болтов и отсутствующих деталей, прослушивание устной информации;

· пониманию (comprehension)их значения т.е. Почему они такие? Они такими должны быть?

· планированию (projection)их статуса на будущее т.е. будущее влияние на безопасность, расписание, летную годность.

Например авиатехник видит (воспринимает) голубые полосы на фюзеляже. Его восприятие этого – негерметичность заслонки санузла или течь трубопровода. В этой ситуации знание является хорошим фактором; он знает, что при замерзании химжидкость может привести к повреждению фюзеляжа или двигателей.

Знание ситуации помогает при принятии решения. Возможность обратного проектирования статуса систем, определения, какие события могли бы привести к определенному состоянию системы, также очень важно в плане технического обслуживания самолета, так как позволяют проведение диагностики и определение дефектов.

Знание ситуации для авиатехника может быть выражено как:

· статус системы, в которой работает техник;

· взаимоотношение между дефектом и мерами по его устранению;

· возможный эффект на эту работу и на другие системы;

· эффект этой работы на работы, выполненные другими работниками и эффект их работы на эту.

Ограничения процесса информации (Information Processing Limitations).

Исходя из вышеизложенного предлагается, чтобы в процессе обслуживания самолета вся бригада по обслуживанию знала ситуацию - не только работы, которые они выполняют индивидуально, но также и то, что делают их коллеги.

Внимание и восприятие (Attention and Perception)

Часть «ощущенной» информации может быть утеряна до ее «восприятия». Пример этому, к чему привыкло большинство людей, это не замечание чего-то, что кто-то тебе сказал, когда ты сконцентрирован был на чем-то другом, даже если слова поступали к ушам без проблем.

Имеется много известных визуальных эффектов, иллюстрирующих пределы человеческого восприятия. Фиг 9 показывает, как система восприятия может вести к неправильному восприятию, что одна линия длиннее другой, даже если линейка показывает, что они абсолютно одинаковы.

Фиг 13 Эффект Мюллера- Лайера (The Muller-Lyer Illusion)

. Память (Memory)

Недостатки внимания и восприятия могут влиять на принятие решения. Не правильное восприятие чего- либо может означать то, что не правильное решение было принято в результате не правильных действий. Фиг 12 “Модель восприятия информации” также показывает зависимость принятия решения от памяти. Ранее объяснялось, что сенсорная и короткая (рабочая) память имеют ограничения как по емкости, так и по продолжительности. Также важно иметь в виду, что человеческая память подвержена ошибкам и таким образом информация:

· может не сохраниться;

· может храниться неправильно;

· ее трудно вызвать из памяти;

Память - критический элемент в нашей способности действовать обстоятельно и изучать новые вещи. Без памяти мы не смогли бы улавливать «поток» информации, поступающий к органам чувств, или обращаться к прошлому опыту и применять эти знания при принятии решений.


8255714950560739.html
8255751002018614.html
    PR.RU™